Более двадцати лет назад Mihaly Csikszentmihalyi (он же «Доктор Че») написал знаменитую книгу «Поток. Психология оптимального переживания», которая вышла в Америке в 1990 году. А в 2011 году она была опубликована и на русском языке.
Эта книга о том, как стать и как быть счастливым. Проводя исследования творческих личностей, автор обнаружил, что все их озарения приходили к ним, когда они находились в состоянии «потока». В этом состоянии человек сливается со свои делом, испытывает воодушевление и вдохновение. В состоянии потока нет усталости, наоборот — чувствуешь необыкновенный прилив энергии.
В этой статье я кратко расскажу об условиях потока — как человек может держать себя в потоке. На рисунке ниже показано, что состояние потока (потоковый канал) находится между состояниями скуки и тревоги (стресса).
Буква А — это некий человек, у автора — Алекс: мальчик, который учится играть в теннис. А1 — это его начальное состояние: он ещё ничего не умеет и учится только отбивать мяч от стены. Но ему это интересно, он хочет научиться играть со своими знакомыми.
В процессе тренировок его навыки растут и он переходит в состояние А2: умение играть у него увеличилось, но задача не изменилась. Поэтому постепенно Алексу становится скучно просто отбивать мяч от стены. Но войти обратно в состояние потока очень легко — надо усложнить задачу, например, начать играть с более опытным партнёром. Тогда Алекс перейдет в состояние А4 и снова окажется в потоке.
А что будет, если Алекс, ещё ничего не умея, попытается сразу играть с более сильны игроком? Очевидно, что он будет испытывать беспокойство из-за того, что он плохо справляется с ситуацией (точка А3). Чтобы выйти из состояния тревоги он должен будет неустанно продолжать тренировки и улучшить свои навыки. Тогда он опять попадёт в зону комфортного психологического состоянии (точка А4).
Отмечу одну важную вещь — хотя обе точки А1 и А4 находятся в потоковом канале, ощущения которые испытывает находящийся в них человек различны. В состоянии А4 Алекс обладает более совершенными навыками и его возможности выше, нежели в состоянии А1. Если же он продолжит играть дальше, то снова столкнётся либо со скукой либо с фрустрацией из-за своих недостаточных возможностей. Тогда стремление получать удовольствие вновь толкнёт Алекса в поток, но на более высоком, чем А4 уровне.
Этот пример объясняет, почему поток способствует личностному развитию. Чтобы избежать скуки, человек должен постоянно ставить перед собой всё более высокие цели, а затем — достигать их, совершенствуя себя и свои навыки.
Таким же образом лидер любого коллектива (трудового, дружеского, семейного и любого другого) может (и должен) поддерживать этот коллектив в состоянии потока. Участники коллективам необходимо испытывать совместные потоковые эмоции, а для этого их лидеру надо удерживать эту группу внутри потокового канала. Для этого он должен периодически «поднимать планку», ставя перед группой новые, более интересные задачи (извилистая красная линия на рисунке).