Кому и зачем нужен личный финансовый план
Личный финансовый план нужен всем, кого заботит своё финансовое будущее. Причём для финансово-грамотного человека составить его самостоятельно не очень сложно.
Что здесь подразумевается под финансовой грамотностью? Финансовая грамотность — это способность понимать, как финансы влияют на нашу жизнь. В частности — это набор навыков и знаний, которые позволяют человеку принимать обоснованные и эффективные решения в вопросах управления финансовыми потоками для реализации своих планов и жизненных целей.
Для чего нам в принципе нужен личный финансовый план (ЛФП)? Что он нам даст? Прежде всего, надо отметить следующие цели, которые преследуются при составлении ЛФП:
- Оптимизация расходов;
- Видение финансовой картины в целом — что есть у Вас сейчас, как Вы и Ваша семья будет жить и что она будет иметь через несколько месяцев, через год, через два и т.д.;
- Построение собственной (личной) системы целей и приоритетов;
- Самоконтроль (договор с самим собой, мотивация по достижению поставленных целей);
- Управление личным денежным потоком
Учёт своих доходов и расходов
Первая ступень финансовой грамотности и необходимый элемент для построения ЛФП — это осознанный учёт своих доходов и расходов. Вы должны чётко знать и понимать — сколько и на что Вы тратите за прошлый месяц и за некоторый период в целом, а также какие у Вас доходы. Желательно вести это учёт не на бумаге, а в программе — тогда все записи могут быть автоматически сгруппированы и просуммированы за любой отрезок времени.
Реально учёт можно вести двумя способами — «он-лайн» (записывая расходы сразу после их совершения) и ежедневно (для этого в течении дня можно собирать чеки, а вечером их вносить в систему учёта). Для первого варианта необходимо установить мобильное приложение по личному финансовому учёту на свой смартфон (они есть и для iPhone и для Android и для Windows Phone, в т.ч. и бесплатные), для второго варианта — подойдёт даже простой Excel. Не важно — в чём Вы будете вести учёт, важно — чтобы Вы записывали все расходы и доходы, а также вели этот учет по категориям.
Много категорий заводить не нужно, достаточно 7-10 для расходов и 1-5 для доходов Например:
- питание,
- транспорт,
- связь,
- дети,
- здоровье,
- хозрасходы,
- развлечения,
- одежда
Теперь, когда вы будите записывать в свою систему учёта информацию об очередной покупке, обязательно присвойте ей правильную категорию. В дальнейшем это позволит сгруппировать все записи и по категориям и месяцам, систематизировав, таким образом, информацию о ваших доходах и расходах.
В итоге у вас должно получиться что-то вроде следующей таблицы (здесь показан отчёт по расходам за 3 месяца):
Категория | Январь | Февраль | Март |
Питание | 25000 | 23000 | 24000 |
Транспорт | 1500 | 1400 | 1450 |
Связь | 800 | 900 | 900 |
Хозрасходы | 2700 | 2600 | 2700 |
Развлечения | 3000 | 2500 | 1200 |
Одежда | 7500 | 0 | 2500 |
Итого | 40500 | 30400 | 32750 |