Кому и зачем нужен личный финансовый план

Личный финансовый план нужен всем, кого заботит своё финансовое будущее. Причём для финансово-грамотного человека составить его самостоятельно не очень сложно.

Что здесь подразумевается под финансовой грамотностью? Финансовая грамотность — это способность понимать, как финансы влияют на нашу жизнь. В частности — это набор навыков и знаний, которые  позволяют человеку принимать обоснованные и эффективные решения в вопросах управления финансовыми потоками для реализации своих планов и жизненных целей.

Для чего нам в принципе нужен личный финансовый план (ЛФП)? Что он нам даст? Прежде всего, надо отметить следующие цели, которые преследуются при составлении ЛФП:

  1. Оптимизация расходов;
  2. Видение финансовой картины в целом — что есть у Вас сейчас, как Вы и Ваша семья будет жить и что она будет иметь через несколько месяцев, через год, через два и т.д.;
  3. Построение собственной (личной) системы целей и приоритетов;
  4. Самоконтроль (договор с самим собой, мотивация по достижению поставленных целей);
  5. Управление личным денежным потоком

Учёт своих доходов и расходов

Первая ступень финансовой грамотности и необходимый элемент для построения ЛФП — это осознанный учёт своих доходов и расходов. Вы должны чётко знать и понимать — сколько и на что Вы тратите за прошлый месяц и за некоторый период в целом, а также какие у Вас доходы. Желательно вести это учёт не на бумаге, а в программе — тогда все записи могут быть автоматически сгруппированы и просуммированы за любой отрезок времени.

Реально учёт можно вести двумя способами — «он-лайн» (записывая расходы сразу после их совершения) и ежедневно (для этого в течении дня можно собирать чеки, а вечером их вносить в систему учёта). Для первого варианта необходимо установить мобильное приложение по личному финансовому учёту на свой смартфон (они есть и для iPhone и для Android и для Windows Phone, в т.ч. и бесплатные), для второго варианта — подойдёт даже простой Excel. Не важно — в чём Вы будете вести учёт, важно — чтобы Вы записывали все расходы и доходы, а также вели этот учет по категориям.

Много категорий заводить не нужно, достаточно 7-10 для расходов и 1-5 для доходов Например:

  • питание,
  • транспорт,
  • связь,
  • дети,
  • здоровье,
  • хозрасходы,
  • развлечения,
  • одежда

Теперь, когда вы будите записывать в свою систему учёта информацию об очередной покупке, обязательно присвойте ей правильную категорию. В дальнейшем это позволит сгруппировать все записи и по категориям и месяцам, систематизировав, таким образом, информацию о ваших доходах и расходах.

В итоге у вас должно получиться что-то вроде следующей таблицы (здесь показан отчёт по расходам за 3 месяца):

Категория Январь Февраль Март
Питание 25000 23000 24000
Транспорт 1500 1400 1450
Связь 800 900 900
Хозрасходы 2700 2600 2700
Развлечения 3000 2500 1200
Одежда 7500 0 2500
Итого 40500 30400 32750
 Продолжение следует …
Как составить свой личный финансовый план. Часть 1

Post navigation