Более двадцати лет назад Mihaly Csikszentmihalyi (он же «Доктор Че») написал знаменитую книгу «Поток. Психология оптимального переживания», которая вышла в Америке в 1990 году. А в 2011 году она была опубликована и на русском языке.

Эта книга о том, как стать и как быть счастливым. Проводя исследования творческих личностей, автор обнаружил, что все их озарения приходили к ним, когда они находились в состоянии «потока». В этом состоянии человек сливается со свои делом, испытывает воодушевление и вдохновение. В состоянии потока нет усталости,  наоборот — чувствуешь необыкновенный прилив энергии.

В этой статье я кратко расскажу об условиях потока — как человек может держать себя в потоке. На рисунке ниже показано, что состояние потока (потоковый канал) находится между состояниями скуки и тревоги (стресса).

Поток: психология оптимального переживания

Буква А — это некий человек, у автора — Алекс: мальчик, который учится играть в теннис. А1 — это его начальное состояние: он ещё ничего не умеет и учится только отбивать мяч от стены. Но ему это интересно, он хочет научиться играть со своими знакомыми.

В процессе тренировок его навыки растут и он переходит в состояние А2: умение играть у него увеличилось, но задача не изменилась. Поэтому постепенно Алексу становится скучно просто отбивать мяч от стены. Но войти обратно в состояние потока очень легко — надо усложнить задачу, например, начать играть с более опытным партнёром. Тогда Алекс перейдет в состояние А4 и снова окажется в потоке.

А что будет, если Алекс, ещё ничего не умея, попытается сразу играть с более сильны игроком? Очевидно, что он будет испытывать беспокойство из-за того, что он плохо справляется с ситуацией (точка А3). Чтобы выйти из состояния тревоги он должен будет неустанно продолжать тренировки и улучшить свои навыки. Тогда он опять попадёт в зону комфортного психологического состоянии (точка А4).

Отмечу одну важную вещь — хотя обе точки А1 и А4  находятся в потоковом канале, ощущения которые испытывает находящийся в них человек различны. В состоянии А4 Алекс обладает более совершенными навыками и его возможности выше, нежели в состоянии А1. Если же он продолжит играть дальше, то снова столкнётся либо со скукой либо с фрустрацией из-за своих недостаточных возможностей. Тогда стремление получать удовольствие вновь толкнёт Алекса в поток, но на более высоком, чем А4 уровне.

Этот пример объясняет, почему поток способствует личностному развитию. Чтобы избежать скуки, человек должен постоянно ставить перед собой всё более высокие цели, а затем — достигать их, совершенствуя себя и свои навыки.

Таким же образом лидер любого коллектива (трудового, дружеского, семейного и любого другого) может (и должен) поддерживать этот коллектив в состоянии потока. Участники коллективам необходимо испытывать совместные потоковые эмоции, а для этого их лидеру надо удерживать эту группу внутри потокового канала. Для этого он должен периодически «поднимать планку», ставя перед группой новые, более интересные задачи (извилистая красная линия на рисунке).

Поток: психология оптимального переживания

Post navigation